Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram

«СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ — НЕ ПОДВЕДЕТ!»

Из истории становления Северного флота России


С.В. Пен. Основание Архангельска. 1999 г. (миниатюра - Г.С. Мусикийский. Портрет Петра I. 1723 г.)

С 1996 г., когда был подписан приказ главнокомандующего Военно-Морским Флотом № 253, день рождения Северного флота  отмечается 1 июня. Именно в этот день, в далеком 1933 г., начальником штаба РККА был издан циркуляр о сформировании Северной военной флотилии. Однако история военно-морских сил России на Севере представляет собой достаточно продолжительную цепь событий, начавшихся с создания волей Петра Великого и при его непосредственном участии первых регулярных военно-морских подразделений на Белом море и приведших к образованию современного Северного флота России.

Многовековое владение Россией побережьем Белого и Баренцева морей способствовало развитию русского кораблестроения и мореходства на Севере. Не случайно первое морское плавание молодого царя Петра Алексеевича, мечтавшего о создании регулярного военного флота, на 12-пушечной яхте «Святой Петр», произошло в 1693 г. именно во время его посещения Архангельска. В последующем Петр I рассматривал Архангельск и Двинские верфи как важнейший пункт кораблестроения северо-западного региона России, где всегда в наличии были опытные корабельные мастера и работные люди.


Яхта «Святой Петр». Судно голландского образца, построенное в Архангельске весной 1693 г. корабельными мастерами П. Басом и Г. Янсеном.
Имело одну мачту с прямым и косым парусами и было вооружено 12 пушками

В связи с этим в 1701 г. в Архангельске было образовано адмиралтейство для строительства военных судов. Главной задачей северного кораблестроения являлись постройка и поставка боевых кораблей для Балтийского флота. При этом собственных морских сил при Архангельском адмиралтействе и порте не было. Существовали лишь защитные береговые укрепления и Новодвинская крепость на берегу реки Малая Двинка, основанная по указу Петра I от 17 (28) декабря 1700 г. У стен этой крепости 25 июня (6 июля) 1701 г. была достигнута первая в Северной войне победа над морскими силами Швеции и взяты в качестве приза два шведских военных корабля, пытавшихся захватить Архангельский порт.


План Архангельской Новодвинской крепости в устье Северной Двины. Заложена в мае 1701 г.


Гравюра Новодвинской крепости из книги художника-путешественника
К. де Брюйна «Путешествие через Московию», Амстердам, 1711 г.

В 1702 — 1725 гг. шло интенсивное строительство военных кораблей и перевод их на Балтику либо водным путем, либо по «Осударевой дороге» от Нюхоцкой пристани Поморского берега Онежской губы до Повенца. Всего за этот период было построено 126 судов двенадцати типов. В дореволюционных энциклопедиях и словарях есть упоминания об Архангельских эскадрах периода 1707 — 1715 гг. Однако эти эскадры, не имевшие утвержденной оргштатной структуры и самостоятельных боевых задач, формировались из строившихся в Архангельске судов для перехода на Балтику.


В.И. Суриков. Петр I с командой перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро в 1702 г. 1872 г.

После вступления на российский престол императрицы Анны Иоанновны реформу флота возглавил генерал-адмирал граф А.И. Остерман. По его представлению, 24 января (4 февраля) 1732 г. был издан высочайший указ «о приведении флота в надлежащий добрый и надежный порядок» для «лучшей пользы и безопасности государства». На основании указа, по аналогии с Военной комиссией, была образована так называемая «Воинская морская комиссия о рассмотрении флотов», непосредственно занявшаяся ревизией всех флотских дел. По результатам работы комиссии в начале 1733 г. были составлены и утверждены новые штаты флоту, упорядочены дела в лесном хозяйстве, и 15 (26) марта создан Архангельский военный порт. Первым командиром Архангельского военного порта был назначен вице-адмирал П.П. Бредаль.


И. Бер. Портрет генерал-адмирала графа А.И. Остермана
в орденских одеждах ордена Св. Андрея Первозванного. 1730-е гг.

Кроме того, Комиссия определила «из построенных в Архангельске кораблей некоторую эскадру при том порте для диверсий содержать». Эта эскадра явилась первым штатным соединением военных кораблей на русском Севере. В зону действия Архангельской эскадры входили Беломорье и побережье Кольского полуострова, где строились пункты базирования (в т.ч. в Екатерининской гавани), береговые батареи и устанавливалось навигационное оборудование («огненная сигнализация»). Для охраны Кольского залива и Двинского устья выделялись специальные отряды судов, в море учреждалось крейсерство.

Первая боевая задача перед Архангельской эскадрой была поставлена во время Русско-шведской войны 1741 — 1743 гг. Весной 1742 г. главному командиру Архангельского порта вице-адмиралу П.П. Бредалю было поручено подготовить к 5-месячному плаванию 4 линейных корабля, 4 фрегата и гукор, находящихся в Архангельске, а также 3 линейных корабля и фрегат, зимовавших в Екатерининской гавани Кольского залива. Приняв командование над эскадрой, Бредаль должен был следовать в Балтийское море для соединения с Балтийским флотом. При этом ему предписывалось в случае необходимости вступать в бой со шведскими военными судами. В это же время эскадра кораблей под командованием капитана-командора В. Лювеса, базировавшаяся в Екатерининской гавани Кольского залива, выполняла задачи по охране побережья и предупреждения произвола шведских каперов в Баренцевом море.

В 1765 — 1766 гг. капитан-командор В.Я. Чичагов, являвшийся помощником главного командира Архангельского порта, дважды на трех небольших судах совершал из Колы «секретную экспедицию» для отыскания «морского прохода Северным океаном в Камчатку». Русские моряки достигли 80 градусов 26 минут северной широты, побив рекорд Г. Гудзона, но сплошные льды не позволили продвинуться далее.


Адмирал В.Я. Чичагов. Неизвестный художник


Е.В. Войшвило. Корабли «секретной экспедиции» отряда В.Я. Чичагова у берегов Шпицбергена

В период борьбы Северо-американских колоний за свою независимость, на основании указа Екатерины II от 26 января (6 февраля) 1779 г., для обеспечения свободы судоходства в Северном море из Архангельска туда был отправлен отряд русских военных судов в составе 2 линейных кораблей и 2 фрегатов. В указе, который, по существу, можно считать боевой инструкцией, по этому поводу говорилось: «Сим повелеваем... определяемому на них командиру: 1-е, чтоб он, по открытии весною навигации, вышел в Северное море и чрез все лето крейсировал там от Белого моря до Кап Норда и в окружности оного, составляя из эскадры своей такую цель, дабы без ведома его ни одно судно прокрасться не могло. 2-е, чтоб он, таким образом, стережа и карауля, доколе время дозволять будет, безопасность общей навигации, если встретит какой либо иностранный капер с патентом своего Правительства, пристойно объявя офицерам и экипажу оного, что пребывание их в тамошних водах ни дозволяемо, ни терпимо быть не может, чтоб они поэтому ехали назад, куда им угодно... В случае безрассудного их упорства, а наипаче действительного в ремесле своем покушения, не возможет он обойтиться без употребления противу их самой силы, оставляя уже на их собственный счет все из того неприятные последствия».

В эпоху «наполеоновских войн» наличие эскадры в Архангельске обеспечило устойчивость обороны важнейших пунктов на побережьях северных морей, что явилось важным военно-политическим фактором, с точки зрения защиты русской морской торговли и способности России выполнять обязательства перед союзниками по антифранцузским коалициям.


Карта Архангельской губернии

Кроме того, определенную роль беломорские эскадры сыграли в военных действиях на море при отражении нашествия Наполеона на Россию и в ходе Заграничных походов русской армии 1813–1814 гг.

После того как 6(18) июля 1812 г. в шведском городе Эребру был подписан англо-русский мирный договор, эскадра в составе 8 линейных кораблей под командованием вице-адмирала Р.В. Кроуна начала переход из Архангельска в Балтийское море и далее в Англию. Действуя совместно с британским флотом, русские моряки участвовали в блокаде побережья Голландии и в нападениях на приморские крепости противника.
 
Во время Восточной (Крымской) войны 1853–1855 гг. корабли, находившиеся в Архангельске, обеспечивали оборону русского Севера.

Русская эскадра в Архангельске продолжала активно действовать до середины XIX в., когда в связи с внедрением на флоте судов с паровым двигателем и металлическим корпусом, 5 (17) марта 1862 г. Архангельский военный порт был закрыт.

В Первую мировую войну 1914 — 1918 гг. морские коммуникации в северных морях, связывавшие Россию с союзниками по Антанте, приобрели стратегическое значение. Для их обороны 19 июня (2 июля) 1916 г. приказом по Морскому ведомству была создана флотилия Северного Ледовитого океана с базами в Александровске (Полярном), Романове-на-Мурмане (Мурманске), Иоканьге и Архангельске. В августе 1918 г. флотилия вошла в состав войск и сил под командованием генерал-лейтенанта Е.К. Миллера. В ходе Гражданской войны в России основная часть боевого состава флотилии была утеряна.

В марте 1920 г., после занятия Красной Армией Архангельска, оставшиеся в строю корабли вошли в состав вновь созданной Беломорской военной флотилии, преобразованной 24 апреля того же года в Морские силы Северного моря. Но уже в декабре 1922 г. они были расформированы.

1 июня 1933 г. циркуляром начальника штаба РККА была сформирована Северная военная флотилия. Для этого с Балтики в Кольский залив были переведены 3 эсминца, 3 сторожевых корабля и 3 подводные лодки, составившие основу первых корабельных соединений, базировавшихся первоначально в Мурманске, а с 1935 г. — в Полярном. В 1936 г. сюда же с Балтики было перебазировано отдельное звено самолётов МБР-2, ставшее первым авиационным формированием флотилии.

Приказом Наркома обороны СССР от 11 мая 1937 г. флотилия была преобразована в Северный флот, в связи с чем были приняты дополнительные меры по усилению корабельного состава и авиации флота. В его состав дополнительно вошли 5 эсминцев, 14 подводных лодок, несколько десятков вспомогательных кораблей и судов. Это позволило сформировать бригады эсминцев и подводных лодок, а также соединение охраны водного района.

Одновременно с освоением районов базирования и операционной зоны флота шло освоение Северного морского пути, сыгравшего важную роль в укреплении обороны советского сектора Арктики в мирное время, а позднее и в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Накануне войны по Севморпути на Дальний Восток совершили переход эсминцы «Войков» и «Сталин», тем же путем туда перешли гидрографические суда «Охотск», «Океан» и «Камчадал», а в 1940 г. из Мурманска во Владивосток за одну навигацию своим ходом перешла подводная лодка «Щ-423». Корабельные силы и авиация флота приняли участие в операции по эвакуации полярников дрейфующей станции «Северный полюс-1».

Во время Советско-финляндской войны 1939 — 1940 гг. Северный флот поддерживал действия войск Красной Армии на суше и обеспечивал воинские перевозки по коммуникациям в Баренцевом и Белом морях.

В ходе Великой Отечественной войны Северный флот оборонял морское побережье советского Заполярья, поддерживал сухопутные войска, защищал свои морские коммуникации и нарушал коммуникации противника. Благодаря совместным действиям 14-й армии Северного фронта и Северного флота планы германского командования по захвату Мурманска и пунктов базирования флота на Кольском полуострове потерпели провал.

Моряки Северного флота воевали и на суше. За счет личного состава флота были сформированы отдельная бригада, несколько полков и батальонов морской пехоты общей численностью около10 тыс. человек. В 1942 г., когда Ставка Верховного Главнокомандования возложила на Северный флот ответственность за оборону полуостровов Средний и Рыбачий, был создан Северный оборонительный район. С этой задачей личный состав флота справился успешно.


Бой морской пехоты Северного флота на полуострове Рыбачий. 1943 г.

Важным вкладом Северного флота в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками в Заполярье стали десантные действия. Всего за время войны флот осуществил высадку 15 оперативно-тактических и тактических морских десантов. В октябре 1944 г. совместно с Карельским фронтом он провел успешную Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию.

Задачей стратегической важности было обеспечение проводки союзных конвоев. Для ее решения корабли Северного флота совершили более 800 выходов, несколько тысяч вылетов выполнила авиация флота. В целом флот обеспечил проводку в составе союзных конвоев около 1400 судов и провел 1548 конвоев по внутренним коммуникациям.


Караван судов союзного конвоя под охраной кораблей Северного флота в Баренцевом море. 1944 г.

За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны 12 боевых соединений флота были преобразованы в гвардейские, 14 присвоены почётные наименования. Золотую медаль Героя Советского Союза получили 85 североморцев, а трое из них были удостоены этого звания дважды. Более 48 тыс. североморцев за годы войны награждены орденами и медалями.

В послевоенные годы Северный флот превратился в наиболее мощное оперативно-стратегическое объединение Военно-Морского Флота Советского Союза. Основу его сил составили атомные ракетные и многоцелевые подводные лодки, соединения ракетоносной авиации, ракетных, авианесущих и противолодочных кораблей. Личный состав Северного флота внес существенный вклад в создание морских стратегических ядерных сил, благодаря чему ВМФ СССР приобрел способность решать задачи на всем пространстве Мирового океана.

Так, 16 сентября 1955 г. в Белом море с подводной лодки Б-67 проекта 611 Северного флота был произведён первый в мире старт баллистической ракеты, а 10 сентября 1960 г. с нее же был выполнен первый в СССР успешный прицельный пуск баллистической ракеты из-под воды по боевому полю. В марте 1959 г. в состав флота вошла первая отечественная атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» проекта 627, которая в июле 1962 г. совершила успешный поход подо льдами в высокоширотные районы Арктики. В сентябре 1963 г. всплытие в районе Северного полюса осуществила атомная подводная лодка К-181 проекта 627А «Кит».

Подводники Северного флота совершили и первые в отечественной военной истории групповые трансокеанские походы под водой. В октябре 1959-го — марте 1960 гг. группа дизель-электрических подводных лодок Северного флота совершила переход на Камчатку через Атлантический и Индийский океаны и вокруг Австралии.

В период глобального противостояния в Мировом океане огромная нагрузка легла на силы общего назначения флота. С середины 1960-х годов они несли боевую службу в Атлантическом океане, Баренцевом, Норвежском и Средиземном морях.

Одновременно флот обеспечивал освоение новых кораблей, боевой техники, морских вооружений и технических средств. В 1970 — 1980-х гг. на Северном флоте были отработаны основы технической эксплуатации и применение тяжелых авианесущих крейсеров с палубными штурмовиками вертикального взлёта и посадки Як-38, а также тяжелых ракетных крейсеров с ядерными энергетическими установками, вооруженных оперативно-тактическими противокорабельными ракетными комплексами.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в послевоенный период, 51 североморец был удостоен звания Героя Советского Союза.

В июле 1992 г. на кораблях Северного флота в числе первых был поднят Андреевский флаг. В 1990-х годах флоту пришлось выполнять задачи в принципиально новых условиях — политической и экономической нестабильности внутри страны, при резком и необоснованном сокращении боевого и численного состава, недостаточном финансирования, не обеспечивавшим поддержание боеготовности сил и войск, остававшихся в составе флота. Это потребовало от командования и всех категорий личного состава флота большого физического и морального напряжения, моральной стойкости и гражданской ответственности. Но даже в этих условиях моряки-североморцы добивались высоких результатов.

В 1994 г. атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-18 «Карелия» и многоцелевая атомная подводная лодка Б-414 «Даниил Московский» совершили поход на Северный полюс, произвели пуск баллистической ракеты и водрузили там Андреевский флаг и Государственный флаг Российской Федерации. В декабре 1995-го — марте 1996 гг. впервые после длительного перерыва отряд боевых кораблей Северного флота в составе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и эскадренного миноносца «Бесстрашный» выполнил поход на боевую службу в Средиземное море. Морские пехотинцы Северного флота принимали участие в боевых действиях в Чеченской Республике в 1995 — 1996 и 1999 — 2000 гг. За боевые подвиги и мужество, проявленное при выполнении задач оперативной и боевой подготовки, 27 североморцев были удостоены звания Героя Российской Федерации.


Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в походном ордере

В последние годы одной из важных задач Северного флота стало обеспечение безопасности гражданского судоходства. Усиливает своё присутствие флот и в Мировом океане, регулярно выполняя учебно-боевые задачи. Так, тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» за последние три года с кораблями сопровождения дважды пересёк Атлантику, совершил заходы в Венесуэлу, Южно-Африканскую Республику, Индию и Францию; принял участие в международных учениях «Венрус-2008», «Индра-2009»,оперативно-стратегическом учении «Восток-2010».

Сегодня Северный флот является самым мощным военным флотом России и продолжает оставаться надежным щитом нашей Родины.

Материал подготовлен Научно-исследовательским
институтом (военной истории)
Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации

ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false